Войти
Снами учиться интересно и легко!
т. (8443) 56-26-43

ВФ ВолГУ - хорошее начало!
т. (8443) 51-53-01

Грант 16-12-34015 «Моделирование складской инфраструктуры на территории Волгоградской области»

   Исследование посвящено разработке складской инфраструктуры Волгоградского региона с учетом стратегии развития Российской Федерации. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года направлена на формирование многоформатной эффективной товаропроводящей системы в соответствии с требованиями социальной сферы и экономики страны. Для предоставления потребителю разнообразного спектра услуг и ассортимента товаров, а производителю – возможности сбыта произведенной продукции через различные каналы распределения, стратегия развития торговли в Российской Федерации на период до 2020 года подразумевает построение полноценной «матрицы» торговых форматов на территории регионов Российской Федерации. Одним из элементов этой матрицы является логистическая инфраструктура. Ключевыми объектами логистической инфраструктуры является складская и транспортная инфраструктура.

   К ключевым задачам, решаемым при формировании складской инфраструктуры региона, относят определение месторасположения сети распределительно-подсортировочных складов и их мощности. Существующие модели позволяют найти приближенное месторасположение региональной складской сети. Однако они не учитывают поставку товаров различными типами товароносителей и не позволяют определить мощность распределительно-подсортировочных складов. Цель проекта состоит в разработке математической модели для определения оптимальных месторасположения распределительно-подсортировочных складов на территории региона и их мощности; в проекте предлагается новый формальный подход к созданию региональной складской сети.

   На первом этапе исследования на основании данных статистического обозрения "Городские округа и муниципальные районы Волгоградской области" территориального органа федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области были определены основные социально-экономические показатели, влияющие на выбор мест расположения элементов логистической инфраструктуры.

   В результате проведенного классического и современного АВС-анализа и кластерного анализа на основании ключевых социально-экономических показателей были определены районы Волгоградской области и города областного подчинения (Волжский, Камышин, Михайловка, Городищенский, Жирновский, Котельниковский районы), где целесообразно размещение распределительно-подсортировочных складов. В результате дискриминантного анализа определены ключевые социально-экономические показатели ("инвестиции в основной капитал", "грузооборот автомобильного транспорта", "перевозки грузов автомобильным транспортом"), оказывающие существенное влияние на выбор месторасположения региональной сети складов.

   Для географической привязки региональной сети распределительно-подсортировочных складов с учетом возможности доставки гетерогенной продукции на различных видах товароносителей со складов поставщиков и производителей, а также затрат на грузопереработку и транспортировку была разработана математическая модель, включающая целевую функцию и ограничения и позволяющая определять оптимальные месторасположение и мощность складов. Целевая функция модели описывает суммарные затраты на содержание складов, грузопереработку и транспортировку товаров. В качестве слагаемых выступают: приведенные затраты на размещение складов; затраты на грузопереработку товаров на складах; транспортные затраты на доставку товаров со складов в розничную торговую сеть; транспортные затраты на доставку товаров от производителей (поставщиков) на склады.

   Минимизация затрат осуществляется при ограничениях на тип товароносителей (задан набор), мощности складов (задан набор), объем ввозимых на склад и вывозимых со склада товаров, спрос на товар (потребность клиентов в товаре должна быть удовлетворена).

   На втором этапе исследования авторами был предложен математический подход, который можно использовать для решения поставленной задачи оптимизации. В указанной модели все функции являются сепарабельными, большинство из них – линейные. Осложняют процесс поиска оптимального решения задачи дополнительные условия: 1) некоторые функции являются нелинейными, 2) на некоторые переменные наложено ограничение целочисленности (переменные, определяющие количество складов), 3) некоторые переменные могут принимать значения только из дискретного множества (переменные, связанные с видом товароносителя, с мощностью складов). В силу высокой размерности рассматриваемой задачи, наличия нелинейных функций в ее постановке, а также ограничений на переменные (целочисленность, принадлежность дискретному множеству) использовался приближенный подход к решению поставленной задачи.

   Предложенный метод решения основан на схемах сепарабельного программирования и ветвей и границ. Для приближенного решения задачи выполняется переход к ее непрерывной релаксации (НР), которая предполагает отказ от требований целочисленности (дискретности) переменных. В качестве приближенного решения исходной задачи принимается приближенно оптимальное решение ее НР-задачи. Для получения решения выполняются следующие шаги: 1) построение НР-задачи исходной задачи; 2) выполнение кусочно-линейной аппроксимации нелинейных сепарабельных функций, входящих в НР-задачу, и замена НР-задачи приближенной задачей линейного программирования; 3) решение полученной задачи линейного программирования специальным вариантом симплекс-метода. Если найденное решение не удовлетворяет условиям исходной задачи по целочисленности (дискретности) переменных, выполняется его корректировка. Для этого предложено использовать метод ветвей и границ для решения задач частично целочисленного линейного программирования, доработанный с учетом специфики задачи. Соответствующий алгоритм включает следующие процедуры: 1) решение НР-задачи; 2) процедура ветвления – разбиение НР-задачи на две подзадачи (выполняется в том случае, если качество полученного решения неудовлетворительно); 3) линеаризация полученных при ветвлении подзадач. Специфика задачи учитывается в процедурах 2 и 3.

1. Научная статья: Ивуть Р.Б. , Мирецкий И.Ю. , Попов П.В. , К проблеме оптимизации региональной складской и автотранспортной инфраструктуры, Наука и техника, ООО Belarusian National Technical University, Минск, 2017, 6, 16, 532 - 536- Русский | http://sat.bntu.by/jour/article/view/1284/1205

2. Научная статья: Мирецкий И.Ю. , Попов П.В. , Об оптимизации логистической инфраструктуры региона, Логистика, Агентство Маркет Гайд, Москва, 2017, 7, 37 - 39- Русский | http://www.logistika-prim.ru/

3. Сборник докладов/материалов: Логинова Е.В. , Инфраструктурные факторы обеспечения роста региональной экономики, Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития региона: материалы международной научно-практической конференции, г. Волжский, 26 – 27 октября 2016 г., ВолГУ, Волгоград, 2017, 160 - 167- Русский

4. Сборник докладов/материалов: Кащеева А.В. , Филиппова Л.С. , О проблеме формирования логистической инфраструктуры, Сборник статей студентов и магистрантов экономико-математического факультета, ВолГУ, Волгоград, 2017, 22 - 23- Русский

5. Научная статья: Шевченко О.В. , Мирецкий И.Ю. , Попов П.В. , Формирование сети распределительных центров на территории Российской Федерации, Логистика, Агентство Маркет Гайд, Москва, 2016, 4, 26 - 29- Русский | http://www.logistika-prim.ru/

6. Научная статья: Мирецкий И.Ю. , Логинова Е.В. , Попов П.В. , Методы формирования складской инфраструктуры региона, Тренды и управление, НБ-Медиа, Москва, 2016, 4, 16, 342 - 345- Русский | http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=-39014

7. Научная статья: Ивуть Р.Б. , Лапковская П.И. , Мирецкий И.Ю. , Попов П.В. , Модель формирования складской инфраструктуры регионов, Новости науки и технологий, Государственное учреждение «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (ГУ «БелИСА»), Минск, 2016, 2, 37, 24 - 28- Русский | http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/2_2016/

8. Монография: Мирецкий И.Ю. , Попов П.В. , Моделирование логистической инфраструктуры региона, Монография, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, Волгоград, 2017- Русский

9. Научная статья: Мирецкий И.Ю. , Логинова Е.В. , Попов П.В. , Развитие логистической инфраструктуры как фактор формирования инновационной модели экономики в условиях нестабильности, Новости науки и технологий, Государственное учреждение «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (ГУ «БелИСА»), Минск, 2016, 3, 38, 16 - 23- Русский | http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/

10. Научная статья: Хартовский В.Е. , Попов П.В. , Построение модели формирования регио-нальной складской сети, Вестник МГСУ, НИУ МГСУ, Москва, 2016, 8, 133 - 143- Русский | http://vestnikmgsu.ru/index.php/ru/archive

11. Сборник докладов/материалов: Поплевин И.С. , Мирецкий И.Ю. , Попов П.В. , Поплевина К.А. , О формировании складской инфраструктуры региона, Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития региона: материалы Международной научно-практической конференции, ВолГУ, Волжский, 2017, 44 - 47- Русский

12. Научная статья: Мирецкий И.Ю. , Попов П.В. , Влияние социально-экономических показателей на формирование складской инфраструктуры региона, Вестник МГСУ, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва, 2017, 2, 12, 222 - 229- Русский | http://vestnikmgsu.ru/index.php/ru/archive

13. Научная статья: Мирецкий И.Ю. , Логинова Е.В. , Попов П.В. , ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНО-ПОДСОРТИРОВОЧНЫХ СКЛАДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА, Экономика региона, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, 2017, 3, 13, 871 - 882- Русский | http://www.uiec.ru/content/zhurnal2017/ER317/19iPopov.pdf

Статистическое обозрение "Городские округа и муниципальные районы Волгоградской области", 2014 г.