Войти
С нами учиться интересно и легко!
т. (8443) 56-26-43

ВФ ВолГУ - хорошее начало!




Тел.:     (8443) 51-53-01
E-mail: priem@vgi.volsu.ru

Приемная комиссия «В контакте»: https://vk.com/id214166222

Грант РФФИ, проект № 19-013-00331 "Доверие к себе и к миру как основа психологической безопасности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации". 

Руководитель: зав. кафедрой СГД, к. психол. н., доцент  А.В. Полина

В ходе первого года исследования проведены основные этапы реализации проекта за 2019 год. На основании актуализированного плана выделена методологическая база исследования, основная на теоретических психологических подходах по проблемам психологической безопасности личности подростка, доверия к себе и к миру, а также феномена психической депривации как следствия влияния трудной жизненной ситуации.

В частности, проанализированы  теоретические аспекты психологической безопасности личности в отечественной и зарубежной психологии. Так, в отечественных исследованиях рассмотрены работы В.Т. Зинченко, И.А. Баевой, Л.Н. Анцыферовой, Т.В. Эксакусто, С.К. Рощина, Г.Д. Грачева, М.А. Котик, О.Ю. Зотовой.

Проанализированы подходы к проблеме психологического благополучия личности в зарубежной психологии в работах А. Бандуры, К. Риффа, К. Марбе, А.Эдмонсона, С.Кимберли. Под психологическим благополучием исследователи  подразумевают субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия, что резонирует с авторским пониманием феномена психологической безопасности личности.

Основой изучения феномена доверия послужили концепции, отражающие роль доверия и доверительных отношений личности в социальном взаимодействии и развитии личности (Т.П. Скрипкина, В.П. Зинченко, П.Н. Шихирев, Э. Эриксон, К. Хорни и др).

В процессе теоретического анализа исследованы условия жизни и особенности становления личности подростка в трудной жизненной ситуации (воспитанники детских домов, школ-интернатов), которая приравнена к условиям психической депривации. В рамках данной проблемы изучены подходы зарубежных концепций депривационной симптоматики  (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Г. Салливен, Р. Шпиц, А. Фрейд, И. Лангмейер, З. Матейчик, и др.);  отечественных концепций развития ребенка, разрабатываемых в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский,  Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина,  Д.Б. Эльконин и др.); современных отечественных исследований проблемы воспитания детей и подростков в учреждениях закрытого типа  (И.В. Дубровина, Е.О. Смирнова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.Н. Ослон, Г.В. Грибанова, А.В. Полина и др.).

В результате теоретического анализа определен инновационный подход, в котором впервые к значимым факторам психологической безопасности личности выделено доверие к себе и к миру, что нашло отражение в создании авторской модели "формирования доверительных отношений как основы психологической безопасности личности", которая позволит сформировать новые адекватные стратегии поведения у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.В авторской модели выделены основные критерии депривации доверия, проявляющиеся в снижении эмоционального фона, в несформированности эмоционально-нравственных эталонов, недифференцированности социальных эмоций (эмоциональный аспект); неконструктивном характере отношений (поведенческий аспект); высокой тревожности, неадекватной самооценки, чувстве незащищенности (личностный аспект).

Схема1.jpg

Инновационный подход заключается также в выделении критериев психологической безопасности "наличия/нарушения", в определении ее компонентов, а также в интеграции нескольких концепций к проблеме психологической безопасности личности. В качестве компонентов психологической безопасности личности выделены: аффективно-личностный, когнитивный, поведенческий и ценностно-смысловой.

Разработанная модель "формирования доверительных отношений как основы психологической безопасности личности" позволила сформировать  авторский комплекс психодиагностических методик, которые были адаптированы к возрастным особенностям и к особенностям психического развития подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сложность создания психодиагностического банка эмпирического исследования заключалась в том, что прямых методик для исследования психологической безопасности и психической депривации не существует. В связи с этим подбор методик осуществлялся, опираясь на авторскую модель и выделенные в ней компоненты.

В качестве основных эмпирических методов исследования выбраны констатирующий и формирующий эксперимент, а также включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, беседа, метод контент-анализа сочинений.

С целью изучения доверия и компонентов психологической безопасности, а также выявления психической депривации, депривации доверия, проведено комплексное психодиагностическое исследование подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эмпирическое исследование проведено так же с подростками, воспитывающимися в благоприятных социальных условиях (контрольная группа). Всего в эмпирической части участвовало 180 подростков, из них в состав экспериментальной группы вошли 87 подростков, воспитывающихся в депривационных условиях, и контрольную группу составили 93 подростка.

Выявление уровня доверия и особенностей доверительных отношений подростков получено с помощью следующих методик: "Оценка доверия к себе" (Т.П. Скрипкиной), "Диагностика принятия других"  (по шкале Фейя), методика Дж.Б. Роттера "Шкала межличностного доверия" (пер. и адаптация С.И. Доставалова), методика  доброжелательности по шкале Кэмпбелла.

Для выявления депривационного синдрома у подростков использовались методики на изучение эмоциональной сферы и личностных деформаций: опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К.Осницкого); тест на выявление агрессивности (опросник Л.Г. Почебут); проективная методика "Дом-Дерево-Человек" Дж. Бука (модификация Р.Ф. Беляускайте); методика "Шкала социально-ситуационной тревоги" Кондаша; шкала депрессии Бекка (подростковый вариант); личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора (вариант Т.А. Немчинова).

Для диагностики психологической безопасности/нарушения безопасности подростков изучалось содержание компонентов выделенных в авторской модели: коммуникативная компетентность, социально – психологическая адаптация, самопринятие, смысложизненные ориентации, временная перспектива. С этой целью использованы следующие методики: шкала психологического благополучия К. Риффа (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко), тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха); методика коммуникативного контроля М. Шнайдера; тест смысложизненных ориентаций  Д.А. Леонтьева; методика "Отношение к жизни и смерти в критической ситуации" (в адаптации С.Н. Ениколопова); многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина), методика диагностики социально – психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда); опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, методика семантического дифференциала времени (НИПНИ им. Бехтерева).

Перечисленные методики обработаны с помощью методов статистического анализ данных с использованием систем SPSS 11.5 for  Windows и Statistika 6.0., которые доказывают достоверность полученных результатов эмпирического исследования.

Выделена группа подростков с депривационным синдромом (воспитывающихся в трудной жизненной ситуации) с нарушенной психологической безопасностью с целью проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование доверительных отношений и психологической безопасности подростков. В данную категорию вошли подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях и учреждениях закрытого типа, подростки, оставшиеся без попечения родителей, а также подростки, подвергшиеся физическому, психологическому и эмоциональному насилию. Сравнительный анализ полученных результатов эмпирического исследования экспериментальной и контрольной групп позволил подтвердить достоверность выделенных компонентов психологической безопасности и критерии доверия/недоверия в авторской модели.

Полученные результаты исследования подтверждены математической статистикой, что позволило сделать некоторые выводы и обобщения:

1. У подростков из экспериментальной группы (воспитывающихся в депривированных условиях) все негативные личностные симптомокомплексы значительно выше, чем у подростков из контрольной группы, что означает невозможность формирования у них психологической безопасности. Подтвердив статистическую значимость этих различий с помощью  t-критерия Стьюдента, можно заключить, что у подростков в депривационных условиях намного интенсивнее проявляется тревожность (tэмп = 2,9 при р<0,01), враждебность (tэмп = 2,4 при р<0,01), конфликтность (tэмп = 3,4 при р<0,01), чувство незащищённости (tэмп = 2,7 при р<0,01), трудности в общении (tэмп = 3,4 при р<0,01) и депрессивность (tэмп = 2,8 при р<0,01).  Таким образом, в результате психической депривации происходит неудовлетворение потребности в безопасности, что приводит подростка к таким негативным эмоциональным состояниям, как тревожность и депрессивность. Подросток чувствует себя незащищённым, что вынуждает его защищать себя, проявляя агрессию и враждебность или направлять эту агрессию на себя, что часто ведет к депрессивным состояниям или аутоагрессии. 

Гистограмма №1
Результаты методики «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука. Уровень выраженности каждого симптомокомплекса.

Таблица №1. Сравнительные результаты по каждому симптомокомплексу, методики «Дом-Дерево-Человек» Дж.Бука., у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Симптомокомплексы Среднее
значение
о/п
Среднее
значение
т/п
tэмп. Уровень
значимости
1 Незащищённость 2,750 4,095 2,7 0,01
2 Тревожность 3,025 3,625 2,9 0,01
3 Враждебность 1,225 1,655 2,4 0,01
4 Конфликтность 1,750 3,175 3,4 0,01
5 Трудность в общении 3,225 4,675 3,4 0,01
6 Депрессивность 2,025 2,675 2,8 0,01
7 Чувство неполноценности 2,750 2,830 1,4 0

2. В группе подростков, воспитывающихся в депривационных условиях, уровень доверия значительно ниже (различия статистически значимы по t-критерию Стьюдента), чем у подростков, воспитывающихся в социально-благоприятных условиях по следующим шкалам: "доверие к себе в учебной деятельности" (tэмп = 2,8 при р<0,01); "доверие к себе в интеллектуальной сфере" (tэмп = 2,8 при р<0,01); "доверие к себе в умении строить взаимоотношения с друзьями" (tэмп = 3,4 при р<0,01); "доверие к себе в умении строить взаимоотношения с родителями" (tэмп = 2,9 при р<0,01). [1] Депривация доверия у подростков сказывается во всех сферах деятельности. Такие подростки не способны проявить надситуативную активность, где это необходимо; у них подрывается потребность в самоуважении; происходит разрушение внутренних смыслов и ценностей; проявляется перенапряжение защитных механизмов; ярко выражен психологический дискомфорт.

Гистограмма №2
Результаты методики «Доверие к себе» Т.П. Скрипкиной

Таблица № 2 Сравнительные результаты показателей уровня доверия к себе у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях, по методике Т. П. Скрипкиной.
Название шкалы Среднее
значение
о/п
Среднее
значение
т/п
tэмп. Уровень
значимости
1  Доверие к себе в учебной деятельности 6,2 4,05 2,8 0,01
2  Доверие к себе в интеллектуальной сфере 6,7 4,75 2,8 0,01
3  Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с друзьями 6,95 5,5 3,4 0,01
4  Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с учителями 4,9 3,35 3,0 0,01
5  Доверие к себе в умении строить взаимоотношения с родителями 2,9 1,95 2,9 0,01
6  Доверие к себе в умении интересно проводить досуг 3,1 2,2 3,0 0,01

3. Чувство незащищенности, которое испытывает подросток в неблагоприятных условиях, ведет к депривации доверия к себе, развитию деструктивного поведения через агрессию и враждебность к другим, что приводит к невозможности формирования у них психологической безопасности. [2] Получены статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группой (t-критерий Стьюдента). Показатели всех форм агрессии в группе депривированных подростков значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в социально-благоприятных условиях: физическая агрессия (tэмп = 2,8 при р<0,01), вербальная агрессия (tэмп = 2,7 при р<0,01), косвенная агрессия (tэмп = 3,0 при р<0,01), подозрительность (tэмп = 3,4 при р<0,01), обидчивость (tэмп = 2,6 при р<0,01), аутоагрессия (tэмп = 3,1 при р<0,01). Поэтому подростки в условиях депривации выражают в большей степени негативные чувства, очень осторожны и подозрительны по отношению к людям, не доверчивы. Все это ведет к снижению самооценки, открытой агрессии, аутоагрессии, возникновению чувства незащищённости, что связано с невозможностью формирования установки на доверие себе.

Гистограмма №3
Результаты методики А.Басса и А.Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии»

Таблица №3. Сравнительные результаты показателей форм агрессии в исследуемых группах по методике А.Басса и А.Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии».
Название шкалы Среднее
значение
о/п
Среднее
значение
т/п
tэмп. Уровень
значимости
1 Физическая агрессия 43 64 2,8 0,01
2 Вербальная агрессия 47 69 2,7 0,01
3 Косвенная агрессия 56 70 3,0 0,01
4 Подозрительность 56 74 3,4 0,01
5 Обидчивость 42 63 2,6 0,01
6 Аутоагрессия 51 72 3,1 0,01
7 Нетативизм 58 63 1,8 0
8 Раздражение 48 53 1,8 0

4. Существуют статистически значимые различия в смысложизненных ориентациях между экспериментальной и контрольной группами. [3] У подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, наблюдаются деформации в смысложизненных ориентациях, проявляющиеся в дисгармоничном восприятии временной направленности жизни, а именно, к отрицанию опыта своей прошлой жизни, непринятию жизни в настоящем и нацеленности на лучшее будущее. Трудная жизненная ситуация создаёт внутренний конфликт между пониманием ведущей роли ответственности за собственную жизнь в преодолении сложных жизненных условий и невозможностью взять ее на себя. С помощью t- критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые различия в степени осмысленности жизни и доминирующими смысложизненными ориентациями между контрольной и экспериментальной группой подростков по шкалам: "цели" (tэмп = 3,8 при р<0,01), "процесс" (tэмп = 2,9 при р<0,01), «Локус контроля – Я» (tэмп = 3,3 при р<0,01), «Локус контроля – Жизнь» (tэмп = 2,8 при р<0,01).

Гистограмма №4
Результаты преобладающих смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях по тесту (Д.А Леонтьева)

 

Таблица № 4 Сравнительные результаты по тесту смысложизненных ориентаций (Д.А Леонтьева) у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях
Субшкала Среднее
значение
о/п
Среднее
значение
т/п
Тэмп Уровень
значимости
1  Цели 36,6 28,5 3,8 0,01
2  Процесс 31,3 25,4 2,9 0,01
3  Результат 25,7 26,6 0,8 Зона
незначимости
4  Локус контроля - Я 25,2 21 3,3 0,01
5  Локус контроля - Жизнь 32 26,5 2,8 0,01

5. Депривированные подростки характеризуются несформированностью адаптивных способностей, что проявляется в низкой нервно – психической устойчивости, конфликтности, асоциальных поступках. [4] С помощью t-критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые различия адаптивных способностей между экспериментальной и контрольной группой подростков по шкалам: «Низкая адаптация» (tэмп = 7,3 при р< 0,01); «Высокая адаптация» (tэмп = 4 при р< 0,01). У подростков из экспериментальной группы шкалы «Приятие других» ниже нормы (tэмп = 5,1 при р<0,01) и «Приятие других» выше нормы (tэмп = 3,1 при р<0,01), «Самопринятие» ниже нормы (tэмп = 4,1 при р< 0,01). У таких подростков наблюдается низкий уровень самопринятия и принятия других людей, что проявляется в трудности адаптации к новым условиям деятельности, сложности в установлении социальных контактов.

Гистограмма №5

Гистограмма №6

Гистограмма №7

6. У подростков из экспериментальной группы коммуникативная компетентность подвержена деформациям, которые проявляются в преобладании агрессивного типа общения (tэмп=3,2), низком коммуникативном контроле (tэмп=2,7), пониженном показателе доброжелательности (tэмп=2,7) и в очень высокой межличностной тревожности (tэмп = 2,8). [5] Наличие низкого коммуникативного контроля у подростков находящихся в трудной жизненной ситуации, связано с тем, что у них отсутствует компетентная модель поведения, способствующая гармоничному развитию личности. Из-за отсутствия оптимальных жизненных условий (наличие полной семьи, родителей без зависимостей и др.) у подростков накапливается негативный опыт, который они используют в своей жизни: проявление агрессии или полное подчинение, враждебность к другим или зависимость от окружающих.

Гистограмма №8
Типы преобладающего реагирования в общении. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона

Таблица 5

Тип общения Ср. значение,
подростки
контр.группа
Ср. значение,
подростки
эксперимент.
группа
Значение
tэмп
Уровень
значимости
при р≤0,01
Уровень
значимости
при р≤0,05
1  Зависимый тип 6,8 9,7 1,1 2,68 2,01
2  Компетентный тип 15,44 6 4,5 2,68 2,01
3  Агрессивный тип 4,76 11,79 3,2 2,68 2,01

Гистограмма №9
Уровни коммуникативного контроля у подростков. Методика коммуникативного контроля М. Шнайдера

7. Низкий уровень доброжелательности у депривированных подростков характеризуется неискренностью в общении, отсутствием доверия между партнерами. [5] Поэтому у подростков данной группы деформировано доверие к себе и окружающим их людям. Отсутствие доверия можно описать, как факт того, что подростки лишены заботы и защиты со стороны взрослых, не имеют положительный опыт общения, вследствие чего не сформирована оптимальная модель поведения в коммуникативной сфере.

Гистограмма №10
Уровни доброжелательности по шкале Кэмпбелла

8. Подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чаще испытывают беспокойство и страх в отношении собственной смерти и того, что всё закончится смертью. Этот неосознанный страх приводит к тому, что подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, сложнее находят адекватные стратегии в условиях стресса, что приводит к неконструктивным формам поведения и общения в социуме. [3] Полученные статистически значимые различия (критерий Фишера) между группой подростков из экспериментальной и контрольной группы подтвердились по таким шкалам, как: «избегание темы смерти» (Fэмп =2,553 при Р<0,01), «страх смерти» (Fэмп =2,618 при Р<0,01), «принятие смерти как бегства» (Fэмп =2,618 при Р<0,01). Это говорит о том, что отношение к смерти у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, более сложное и неоднозначное, чем у подростков, воспитывающихся в благоприятных условиях.

Гистограмма №11
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы по шкале «Страх смерти» (методика Пищински «Подбери слово»)

Гистограмма № 12
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы по шкале «Принятие смерти как бегства» (методика Пищински «Подбери слово»)

Гистограмма №13
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы по шкале «Нейтральное принятие смерти» (методика Пищински «Подбери слово»)

Таблица №6
Уровень значимости выраженности различий в отношении смерти по методике С.Н. Ениколопова

Название шкалы Уровень
значимости
Fэмп
1  Принятие-приближение смерти 0,05<Р<0,01 1,968
2  Избегание темы смерти Р<0,01 2,553
3  Страх смерти Р<0,01 2,603
4  Принятие смерти как бегства Р<0,01 2,618
5  Нейтральное принятие смерти 0 0,634

9. У подростков, находящихся условиях психической депривации ярко выражена вербальная агрессия, которая проявляется в агрессивном отношении к другим людям, подростки используют нецензурную речь и оскорбления; ярко выражена эмоциональная агрессия, проявляющаяся в недоверии к окружающим, подозрительностью, враждебностью, отчужденностью; ярко выражена самоагрессия, которая может проявляться в нанесении себе телесных повреждений. [6] .После проведённой коррекционной работы, направленной на оптимизацию эмоционально-личностной сферы подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, нам удалось снизить уровень тревожности, снизить уровень агрессивности подростков, улучшить эмоциональное состояние, снизив уровень депрессивности и значительно улучшить самооценку подростков в условиях психической депривации

Гистограмма №14
Результаты теста агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) после коррекционной работы.

Таблица №7
Результаты теста агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) после коррекционной работы.

Шкалы t-критерий Уровень
значимости,
при p≤0,01
Уровень
значимости,
при p≤0.05
1  Показатели агрессивности до коррекционной работы tЭмп = 3 2.98 2.14
2 Показатели агрессивности после проведения коррекционной работы tЭмп = 2.4 2,98 2,14

Гистограмма №15
Результаты теста «Шкала депрессии Бека» (подростковый вариант) после коррекционной работы.

Таблица №8
Результаты теста «Шкала депрессии Бека» (подростковый вариант) после коррекционной работы.

Шкалы t-критерий Уровень
значимости,
при p≤0,01
Уровень
значимости,
при p≤0.05
1  Показатели депрессивности до коррекционной работы tЭмп = 5.4 2.98 2.14
2  Показатели депрессивности после проведения коррекционной работы tЭмп = 3.7 2,98 2,14

Таблица №9
Результат проведения теста «Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора» (Вариант Немчинова), после коррекционной работы.

Шкалы t-критерий Уровень
значимости,
при p≤0,01
Уровень
значимости,
при p≤0.05
1  Показатели тревожности до коррекционной работы tЭмп = 8.3 2.98 2.14
2  Показатели тревожности после проведения коррекционной работы tЭмп = 3.3 2,98 2,14

Полученные результаты доказывают, что доверие к себе и к миру выступает базовым фактором, влияющим на все компоненты структуры психологической безопасности личности (аффективно-личностный, когнитивный, ценностно-смысловой и поведенческий). 

На основании полученных результатов эмпирического исследования разработана и частично научно апробирована программа психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование доверительных отношений как основы психологической безопасности личности депривированного подростка. Предполагается, что авторская психокоррекционная программа "Я-ценность" будет апробирована через формирующий эксперимент в 2020 году. Внедренная программа позволит оптимизировать доверительные отношения у подростков, что положительно повлияет на формирование их психологической безопасности и обеспечит конструктивные стратегии поведения в трудной жизненной ситуации.

Полученные научные результаты были опубликованы в серии статей: в российских журналах, рецензируемых ВАК - 3 статьи, проиндексированных в системе цитирования РИНЦ – 7 статей (из них 3 статьи в журналах ВАК, 2 статьи с индексом DOI). По результатам участия в научных мероприятиях были опубликованы 4 доклада (тезиса).

Публикации по результатам исследований

1. А. В. Полина, Е. В. Овчарова Роль доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях//Образовательный вестник "Сознание". - 2019. - Том 21, № 9. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41366371

2. А. В. Полина, С. В. Рябова Факторы формирования доверия к себе у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях//Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : сборник статей Международной научно-практической конференции (09 ноября 2019 г., г. Таганрог)./ в 2 ч. Ч.2–Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. -233 с.

3. Е.В. Овчарова, А.В. Полина Особенности смысложизненных ориентаций у подростков, попавших в трудные жизненные ситуации//Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Том 7, № 3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN319.pdf

4. А. В. Полина, С. В. Рябова Особенности социально-психологической адаптации у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию//Теоретический и практический потенциал современной науки : сборник научных статей. Ч. 4 / науч. ред. Н. О. Берая. – М. : изд. "Перо", 2019. - 189 с.

5. А.В. Полина, Е. В. Овчарова Особенности коммуникативной компетентности у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию//Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Том 7, № 4. - 4 ил. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN419.pdf

6. А. В. Полина, Е. В. Овчарова Психокоррекция эмоционально-личностной сферы подростков, воспитывающихся в депривационных условиях//Евразийский союз ученых (ЕСУ), ежемесячный научный журнал № 10(67), 2019, 10 ч. - 96 с. - URL: https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2019/11/Euroasia__1067_10_oct_2019.pdf

7. Е. В. Овчарова, С. А. Смирнова Особенности временной перспективы у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации//Теоретический и практический потенциал современной науки : сборник научных статей. Ч. 4 / науч. ред. Н. О. Берая. – М. : изд. "Перо", 2019. - 189 с.

8. Е. В. Овчарова, А. В. Полина Особенности проявления агрессивного поведения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации//Евразийский союз ученых (ЕСУ), ежемесячный научный журнал № 10(67), 2019, 10 ч. - 96 с. - URL: https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2019/11/Euroasia__1067_10_oct_2019.pdf

9. С. А. Смирнова К вопросу о психологической безопасности подростков в трудных жизненных ситуациях//Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : сборник статей Международной научно-практической конференции (09 ноября 2019 г., г. Таганрог)./ в 2 ч. Ч.2–Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. -233 с.