Войти

ВФ ВолГУ  - хорошее начало!

Приемная комиссия
Тел.:  (8443) 51-53-01
E-mail: priem@vgi.volsu.ru
Приемная комиссия Вконтакте

Центр непрерывного образования

С нами учиться интересно и легко!
т. (8443) 56-26-43
Ссылка на версию официального сайта для слабовидящих

Грант РФФИ и Администрации Волгоградской области проект № 16-12-34007 «Инновационный ваучер как инструмент развития инновационного предпринимательства в Волгоградской области»

Под руководством д.э.н., доцента Леденёвой М.В. научным коллективом экономико-математического факультета на базе кафедр «Экономическая теория и управление» и «Финансы и кредит» ВГИ (филиала) ВолГУ проводилось научное исследование в рамках гранта РФФИ по теме «Инновационный ваучер как инструмент развития инновационного предпринимательства в Волгоградской области» (проект № 16-12-34007).

Данное исследование посвящено разработке стратегии стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства на территории Волгоградской области с помощью инновационных ваучеров.

Основой перехода страны/региона на такую модель экономического развития, в основе которой лежит отказ от экстенсивных и использование качественно новых источников экономического роста, является инновационная деятельность. Поэтому инновационная деятельность – безусловный приоритет экономического развития России и ее регионов на долгосрочную перспективу. Однако данный вид деятельности требует особых подходов в разработке и реализации мер, направленных на обеспечение ее развития в силу свойственных ей особенностей и рисков. Основным способом их преодоления выступает создание стимулов, призванных формировать условия, обеспечивающие активизацию инновационной деятельности, повышение коммерческой привлекательности инновационных проектов и вводимой в хозяйственный оборот инновационной продукции.

Одним из самых новых инструментов развития инновационного предпринимательства являются инновационные ваучеры. Инновационный ваучер – это сертификат, дающий право его держателю, как правило, малым и средним предприятиям (далее – МСП), получить услуги от научной или консалтинговой организации при реализации своего инновационного проекта. Это инструмент, призванный стимулировать спрос на инновации и сотрудничество между научно-исследовательскими организациями и бизнесом.

Инновационные ваучеры впервые были введены в практику в 1997 г. в Нидерландах в качестве инструмента региональной инновационной политики. В дальнейшем инновационный ваучер получил широкое применение в странах Европы, Австралии, США, Израиле, Сингапуре и некоторых странах постсоветского пространства. Региональные ваучерные схемы практиковались в отдельных регионах, например, в Баварии, Баден-Вюртемберге, Северный Рейн-Вестфалии (Германия), Фландрии и Валлонии (Бельгия), Новой Англии, Шотландии, Йоркшире и Хамбере, Уэст-Мидлендсе (Великобритания).

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные и прикладные теории, концепции и гипотезы отечественных и зарубежных ученых, исследовавших инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также стимулирования развития инновационной деятельности.

Несмотря на появление в последние годы трудов российских и белорусских исследователей, посвященных осмыслению зарубежного опыта использования инновационных ваучеров (например, работы В.Н. Киселева,И.А. Монахова, Е.Н. Петрушкевича, М.В. Яковлевой) требует разработки национальная модель инновационных ваучеров, а при использовании данного инструмента на региональном уровне - региональные модели, учитывающие соответствующую специфику.

Изучение опыта зарубежных стран показывает, что модели инновационных ваучеров различаются по следующим основным критериям: период использования; размер инновационного ваучера; критерии отбора компаний для участия в конкурсе; сферы услуг, финансируемые инновационным ваучером; наличие или отсутствие перечня организаций, оказывающих услуги, требование их принадлежности к определенному региону или стране; оценка поставщиков инновационных услуг; процедура подачи заявки; требование софинансирования услуг со стороны МСП; порядок оплаты (поставщику услуг по предъявлении им ваучера к оплате или компенсация затрат МСП).

Анализ законодательной базы РФ позволил сделать выводы о том, что в российском законодательстве на федеральном уровне отсутствует понятие «инновационный ваучер», не прописано право государственных органов власти РФ выпускать такие ваучеры, не отрегулированы предписания и ограничения при использовании инновационных ваучеров как инструмента поддержки МСП. До внесения изменений в федеральное законодательство РФ, касающихся правовой природы инновационного ваучера, финансирование выпуска инновационных ваучеров в Волгоградской области целесообразно осуществлять за счет средств регионального бюджета, что позволяет п. 3 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (ред. от 29.12.2015 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Анализ состояния и развития инновационного предпринимательства в Волгоградской области показал, что в Волгоградской области инновационное предпринимательство развито слабее, чем по России в целом. Около половины субъектов малого и среднего бизнеса действуют в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления. Этим объясняется незначительная доля малых предприятий, осуществлявших технологические инновации. При этом Волгоградская область обладает значительным научно-инновационным потенциалом, основу которого составляет вузовская наука.

Однако, как и в целом по стране, в Волгоградской области наблюдается разрыв между наукой, образованием и бизнесом.

Авторами была произведена количественная оценка эффективности государственного стимулирования развития МСП за 2010-16 гг. и инновационной активности бизнеса Волгоградской области за 2009-16 гг. Показателями объема бюджетных средств, выделенных на использование инструментов развития МСП Волгоградской области, стали: размер субсидий МСП, размер поручительств Регионального гарантийного фонда, размер займов Регионального микрофинансового центра. По результатам расчетов все исследованные инструменты были определены как условно эффективные, при этом тяготеющие к эффективным инструментам государственного стимулирования.

Изучение зарубежного опыта внедрения инновационных ваучеров, а также опыта их внедрения в Томской области позволило разработать две схемы внедрения инновационных ваучеров: классическая ваучерная с выпуском инновационных сертификатов (ваучеров) и грантовая. При грантовой схеме внедрения инновационных ваучеров гранты по конкурсу «Инновационный ваучер» предоставляются Комитетом экономической политики и развития Администрации Волгоградской области. Авторами предложены два варианта реализации грантовой схемы:

  1. гранты предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса;
  2. гранты предоставляются организациям региона, ведущим научно-исследовательскую деятельность, которые, в свою очередь, на конкурсной основе оказывают научно-исследовательские услуги малому и среднему бизнесу.

В перечень услуг, финансируемых инновационным ваучером, следует включить: услуги по разработке или усовершенствованию продуктов и технологий, в том числе по разработке конструкторской, рабочей и технологической документации, промышленному дизайну; услуги по прототипированию, изготовлению опытных образцов и партий, созданию экспериментальных образцов технологического оборудования, промышленных изделий, отдельных узлов и деталей, оснастки производственного оборудования; услуги по испытаниям новых продуктов, использованию измерительного оборудования; инновационный/технологический аудит; услуги по разработке новой бизнес-модели; патентование и патентные исследования.

Целесообразно осуществлять выпуск инновационных ваучеров двух видов:

  • малый инновационный ваучер стоимостью не более 500 тыс. руб. (без условия софинансирования со стороны заявителя);
  • большой инновационный ваучер стоимостью не более 2 млн руб. (с условием софинансирования не менее 20 % от стоимости услуги со стороны заявителя).

В базу данных исполнителей услуг следует включить государственные и негосударственные аккредитованные вузы, осуществляющие научные исследования и разработки, и НИИ Волгоградской области. К исполнению услуг могут быть привлечены также инновационно-активные предприятия, имеющие собственные конструкторские и технологические службы.

Авторами подготовлен примерный перечень организаций, имеющих право на поставку услуг в рамках схемы реализации инновационных ваучеров в Волгоградской области; разработан проект положения конкурса «Инновационный ваучер», бланк заявки, методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе «Инновационный ваучер», а также методика оценки эффективности использования инновационных ваучеров МСП Волгоградской области.

Авторами подготовлен проект Стратегии стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства на территории Волгоградской области с помощью инновационных ваучеров на 2018–2023 гг., в рамках которого выявлены внутренние и внешние вызовы, сформулированы цель, задачи и ключевые показатели Стратегии, охарактеризованы основные этапы внедрения инновационных ваучеров в Волгоградской области, индикаторы и ресурсное обеспечение.

Научным коллективом:

  • разработан календарный план мероприятий по реализации Стратегии и их распределение по основным исполнителям;
  • определены принципы реализации Стратегии;
  • выявлены основные риски, которые могут повлиять на ход реализации Стратегии;
  • разработаны мероприятия по снижению угроз и рисков реализации Стратегии.

Поскольку инновационный ваучер стимулирует разовое внедрение инноваций и его эффективность в долгосрочном периоде не доказана, для стимулирования инновационной деятельности МСП в долгосрочной перспективе он должен быть дополнен другими инструментами. В качестве таких инструментов авторами предложено использовать следующие:

  • создание инновационных сетей путем отбора предприятий, согласившихся скооперироваться в инновационную сеть на конкурсной основе и предоставление им поддержки из регионального бюджета;
  • сотрудничество между вузами и МСП в таких формах, как консалтинг, стажировки для студентов, вовлечение студентов вузов прикладные научные исследования по хоздоговорам;
  • создание открытых патентных обзоров;
  • поддержка деятельности профессиональных ассоциаций, например Волгоградского отделения ВОИР, которое может выступить координатором при трансфере технологий;
  • дальнейшее совершенствование инновационной инфраструктуры Волгоградской области за счет открытия в 2020 г. Центра прототипирования как структурного подразделения государственного автономного учреждения Волгоградской области «Волгоградский областной бизнес-инкубатор».

В перспективе на базе активизации инновационной деятельности МСП и вовлечения научно-исследовательских организаций в прикладные исследования с помощью инновационного ваучера представляется целесообразным формирование промышленных кластеров, а затем на их базе – инновационных территориальных кластеров; создание технопарков на базе университетов и крупных промышленных предприятий; осуществление мероприятий по вовлечению детей и молодежи в инновационную деятельность.

За весь период реализации грантового проекта авторами были подготовлены 13 публикаций, включая 4 статьи в журналах из перечня ВАК, одну статью в журнале, не входящем в перечень ВАК, 6 статей, опубликованных в сборниках материалов конференций, главу в коллективной монографии и монографию.

  1. Леденёва, М.В. Инновационный ваучер: опыт зарубежных стран и регионов России / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Проблемы устойчивого развития и эколого-экономической безопасности региона : материалы XII Межрегиональной научно-практической конференции, 10, 18 марта 2016 г., г. Волжский / ВГИ (филиал) ВолГУ. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2016. - С. 29–39.
  2. Леденёва, М.В. Зарубежные модели инновационных ваучеров: общее и особенное / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова //Финансовое право и управление. – 2016. – № 3. – С. 193–207.
  3. Леденёва, М.В. Опыт использования инновационных ваучеров в Томской области / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова //Экономика. Инновации. Управление качеством. – 2016. – № 2(15). – С. 42–47.
  4. Леденёва, М.В. Меры государственного стимулирования инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области и оценка их эффективности / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Экономика образования. – 2016. - № 6(97). – С. 41-58.
  5. Леденёва, М.В. Анализ развития инновационного малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области и инструментов его государственной поддержки / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Антикризисные параметры функционирования экономической системы России : монография / ВГИ (филиал) ВолГУ ; Сост.: А.В. Литвинова, Е.В. Логинова, Т.А. Плаксунова ; Отв. за вып. М.М. Гузев. — Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2016. — С. 95–112.
  6. Леденёва, М.В. Анализ динамики инновационного малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области и мер государственного содействия его развитию / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (Волгоград, 01–31 октября 2016 г.) / под ред. А. А. Ващенко [и др.]. – Волгоград : Изд-во «ИП Ващенко А. Н.», 2016. – С. 53–65.
  7. Леденёва М.В. Оценка эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Проблемы и перспективы развития менеджмента в России и за рубежом : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 2–3 ноября 2016 г.). – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. – C. 640–647.
  8. Леденёва М.В. Внедрение инновационных ваучеров в Волгоградской области / М.В. Леденёва // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2017. – № 1(38). – С. 36-42.
  9. Леденёва М.В. , Парфенова М.В. Необходимость государственного стимулирования коммерциализации инноваций в Волгоградской области / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Проблемы устойчивого развития и эколого-экономической безопасности регионов : Материалы XIII межрегион. науч.-практ. конф., г. Волжский, 30-31 марта 2017 г. – Волгоград: Изд.-во ВолГУ, 2017. С. 30 – 37.
  10. Леденёва М.В. Инновационный ваучер и альтернативные инструменты стимулирования инновационной активности МСП в Волгоградской области / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Оплата труда работников с учетом стоимости электронной информации, используемой в организации: проблемы, перспективы : сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции (Волгоград, 01 ноября 2017 г.). – Волгоград: Изд.-во "ИП Ващенко А.Н.", 2017. – С. 65 – 69.
  11. Леденёва М.В. Проблемы внедрения инновационных ваучеров в РФ / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Вековой поиск модели хозяйственного развития России (1917-2017 гг.) : материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф., г. Волжский, 14-16 сент. 2017 г. В 2 ч. Ч. 2. – Волгоград: Изд.-во ВолГУ, 2017. С. 156 – 165.
  12. Леденёва М.В. Инновационный ваучер в системе инструментов региональной инновационной политики / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2017. – Т.79. № 3(73). – С. 269 – 276.
  13. Леденёва М.В. Инновационный ваучер как инструмент развития инновационного предпринимательства в Волгоградской области / М.В. Леденёва, М.В. Парфенова. – Краснослободск: ИП Головченко Е.А., 2017. – 244 с.